Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2019 № 2 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2019.87.44.003
УДК: 373.04
ББК: 74.200.58
Н. А. Белоусова ORCID
Доцент, доктор биологических наук, заведующий кафедрой математики, естествознания и методики обучения математике и естествознанию, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
В. П. Мальцев ORCID
Доцент, кандидат биологических наук, доцент кафедры математики, естествознания и методики обучения математике и естествознанию, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Н. Н. Титаренко ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики, естествознания и методики обучения математике и естествознанию, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация

Введение. В статье раскрыты особенности технологии формирования и оценки метапредметных универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности, определены структурные компоненты заданий. Особое внимание уделено поэлементному анализу и оценке метапредметных универсальных учебных действий. Цель иссле-

 

дования: разработать педагогическую технологию, способствующую формированию и оценке метапредметных универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности.

Материалы и методы. Анализ научной литературы показывает, что принцип метапредметности, направленный на интеграцию содержания образования и способов деятельности, позволяет разработать технологию и оценить уровень сформированности универсальных метапредметных действий, которые выступают в данном случае как результат образования.

Результаты. Составлены задания, структура которых соответствует определенному метапредметному универсальному учебному действию и состоит из элементов. Элементы позволяют провести оценку сформированности метапредметного универсального учебного действия в баллах. В процессе диагностики уровня сформированности метапредметных уни-версальных учебных действий средний показатель составил 69 %, при низ-ком уровне коэффициента вариации.

Обсуждение. Технология конкурса для младших школьников во вне-урочной деятельности является эффективной, так как позволяет формиро-вать и оценивать метапредметные универсальные учебные действия.

Заключение. Формирование и диагностика метапредметных универсальных учебных действий в условиях действующего стандарта являет-ся одним из фундаментальных компонентов современного образования.

Ключевые слова

метапредметные универсальные учебные дейст-вия, образовательные ресурсы, метапредметная лаборатория, учебные действия, младший школьник, внеурочная деятельность

Основные положения

– определены теоретические подходы к проблеме развития метапредметных универсальных учебных действий у младших школьников;

– разработана технология формирования метапредметных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности;

– предложены методы диагностики метапредметных универсальных учебных действий у младших школьников;


– обсуждены результаты уровня сформированности метапредметных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности.

Цитировать публикацию

Белоусова, Н. А.  ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ [Текст] / Н. А. Белоусова, В. П. Мальцев, Н. Н. Титаренко, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2019. — №  2. — С. 42-55. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.87.44.003.

Библиографический список

1. Дылгырова Р. Д. Идеи метапредметности в истории педагогики // Ученые записки ЗабГУ. 2014. № 5 (58). С. 6–13. (Серия «Педагогические науки»)

2. Хуторской А. В. Метапредметное содержание и результаты образования: как ре-ализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) [Элект-ронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». 2012. № 1. URL: http://www.eidos.ru/journal/

2012/0229-10.htm (дата обращения: 30.03.2019).

3. Даммер М. Д. Метапредметное содержание учебного предмета // Вестник ЮУрГУ. 2014. № 1. С. 46–52. (Серия «Образование. Педагогические науки»)

4. Хан Е. Ю. Особенности метапредметных действий младших школьников // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 8. С. 217–221.

5. Ломакина Г. Р. Федеральный государственный образовательный стандарт на-чального общего образования: проблемы реализации и практического применения // Из-вестия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2013. № 3 (27). С. 185–193.

6. Matuszak A., Belousova N., Maltsev V., Uvarina N., Polenta S. (2018) How tea-chers-to-be acquire skills to transfer civic values to primary school contexts. 39, 21. 17–20. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35498630 (дата обращения: 30.03.2019).